пустышка под баннер

 

Вкус мёда

Каждый сознательный аудиофил должен за свою жизнь акустически обработать свой дом, самостоятельно сделать колонки и воспитать аудиофилом сына, чтобы не прервать цепь времён. К первому и третьему мы ещё когда-нибудь вернёмся, а сегодняшней темой "Мастерской" будет постройка акустических систем из подручного материала.

Из чего мы их только не делали - из отслужившей свой век мебели (умели раньше производить серванты и шифоньеры!), из корпусов S-90 (хоть на что-то сгодились), и даже "с нуля", самостоятельно орудуя рубанками и коловоротами. Результаты всякий раз были превосходны, эксклюзивны и поэтому - бесценны. Однако некоторый застой случился и в этой области аудиодеятельности - вычислены все "золотые сечения" идеального корпуса, подобраны динамики, кроссоверы, провода и контактные клеммы, выверены до миллиметров зоны максимального стереоэффекта. Некоторое оживление внёс "домашний кинотеатр", но и он, подвергнувшись "окончательному анализу" выдал все свои секреты. Как только была подшита к "делу о домашнем кинотеатре" последняя схема оптимального размещения в комнате 9х12 комплекта 7.1 и плазменной панели, вновь наступил некий штиль…Свежая идея, как обычно, пришла со свежего воздуха. Благодатным нектаром явилось письмо, пришедшее в редакцию. Привожу его практически полностью.

"Здравствуйте, уважаемая редакция! Пишу Вам впервые, хочу поделиться со всеми своим опытом изготовления колонок. Может, на что и сгодится.И дед, и отец были пчеловодами, с малолетства и я на пасеке работал. Выучился, сам теперь первый пасечник на деревне. Но как-то по ошибке в почтовый ящик вместо "Пчеловодства" положили "Салон Аудио-Видео". С тех пор журнал читаю постоянно. По Вашим рекомендациям собрал систему, звук хороший, мне нравится, но колонки трудно подобрать. Одни, вроде неплохи, а другие ещё лучше. В общем, проблема выбора… Однажды, работая на пасеке, я подумал, что неплохие колонки могли бы получиться из ульев. Сразу пчёл тревожить не стал, занялся чертежами и расчетами, а по осени засел за работу.

Отечественная промышленность выпускает ульи с толщиной стенок 35 миллиметров, а в Канаде, США, Финляндии,Румынии - 20-22 миллиметра. Считают, что такой тонкостенный улей, как жилище, отнюдь не хуже улья с более толстыми стенками. Работать же с облегченными корпусами легче. Однако, как основа для акустической системы, отечественный улей вне конкуренции - толстые стенки придают корпусу необходимую прочность и жёсткость.Я взял обычный рамочный улей с двускатной крышей, извлёк из него рамки с сотами, прорезал отверстия под ВЧ и СЧ-НЧ головки, а также под клеммную коробку. Все швы и соединения досок промазал смолой, а внутренние поверхности покрыл слоем гречишного мёда. Это должно было, по моим расчетам, обеспечить поглощение резонансных призвуков. Затем установил динамики и проложил разводку самым лучшим кабелем, который нашёлся у меня в гараже. Поставил на место крышку (на мёд). Таким образом, у меня получилась двухполосная система с акустическим оформлением "щелевой фазоинвертор" - под него идеально подошло отверстие летка. Так же изготовил и вторую колонку. Стал слушать. Звук определённо лучше, чем у моих старых колонок, но резковатый, даже жёсткий. Вокалу не хватало душевного тепла, а виолончелям - бархатистости.Шурин Степан, помогавший мне с инсталляцией, предположил, что имеется неравномерность в нижнем диапазоне средних частот . Перемещением колонок в пространстве выправить звук не удалось, и я установил соты на место и решил, что разберусь позже. На следующий день, забыв достать рамки с сотами, снова прослушал тестовый диск (Denon). Звучание изменилось! Так, экспериментальным путём, я установил, что соты с мёдом, установленные в акустические системы, значительно улучшают звучание! Продолжив эксперименты, я пришёл к выводу, что липовый мёд предпочтительнее для рок-музыки, а гречишный (тёмный) - для джаза и блюза. Разбавление мёда патокой ведёт к потере плотности и натуральности, никакого HI-FI на разбавленном мёде вы не получите. Отсюда совет городским аудиофилам: если собрались за мёдом, прихватите с собой колонки и при покупке попробуйте проверить качество мёда на слух. Подделка сразу выдаст себя!

Хотелось бы немного рассказать о комнате для прослушивания. Раньше я использовал его, как гараж, потом держали кур, а теперь тут стоит моя аппаратура. В более просторных помещениях для демпфирования отражённых волн можно с успехом использовать снопы сена, мне пришлось обойтись мягким диваном. Сначала я запустил в гараж кошку и, там, где она легла, установил стойку с аппаратурой. Затем расставил акустические системы и в местах отражения звуковых волн от стен налепил коровьих лепёшек (U.S. Patent No. 322,017,366а). Колонки поставил на шипы (шурин из ГАИ принёс), для кабелей жена связала чехлы.

Летом слушать музыку особенно некогда - с пчёлами работаю, дел невпроворот, поэтому колонки в это время года стоят на пасеке. Идей разных за лето наберу - и по осени опять за HI-FI принимаюсь. В прошлую осень занялся домашиним театром и решил, что требуется добавить к комплекту акустики центральную колонку, тыловые системы и сабвуфер. Чтоб всё, как у людей, по схеме 5.1. Осенью как раз освободились скворечники и я подумал, что добру пропадать? Один скворечник пошёл на центральный канал. Тылы я тоже собирался из них делать, но приметил кормушки для птиц. Получились почти биполярные колонки.
Собрал весь комплект и два дня не мог понять, чего же не хватает? Потом дошло: сертификации по THX! Погрузил всё в коробки, как было, и отправил Джорджу Лукасу. Долго ждал ответа, а по весне всё моё добро вернулось ко мне с ответом: "Never tried anything is more tasty! Successes in your work! George Luсas." Я так понял, что тестирование прошло успешно и украсил всю аппаратуру заготовленными заранее табличками "THX". В принципе, возможны различные варианты составления комплектов акустики. Меломанам, допустим, не понадобятся тыловые клонки. Тем, кто использует Dolby Surround, навороченный тыл тоже не нужен. Владельцы музыкальных центров могут значительно улучшить их звучание, подключив вместо штатных пластиковых колонок мои "скворечники" и улёй-сабвуфер.

Поэкспериментировав с утеплёнными ульями, могу сказать, что утеплительный материал позволяет более эффективно гасить ящичные призвуки. Однако при выборе того или иного утеплительного материала следует учитывать, что костра имеет преимущество в том отношении, что в ней не заводятся мыши. Ее можно добавлять и к другим утеплительным материалам в количестве около 15%. На юге России широко применяют для утепления гнезд соломенные маты. Такие маты хуже подушек, набитых паклей или мхом, поэтому их нужно делать толщиной не менее 70 мм и плотно сшивать. От применения стружек, соломы и особенно сена лучше воздержаться: сено привлекает мышей и быстро плесневеет. Когда под руками нет других хороших или удовлетворительных утеплительных материалов, можно использовать стружку, применяемую для упаковки (неширокую и очень тонкую). Следует помнить, что отсыревший утеплительный материал не выполняет своего назначения. В северных районах можно широко использовать для изготовления теплых, не нуждающихся в дополнительном утеплении ульев ситовую древесину.

Удачи вам, уважаемые аудиофилы!"


|
ЗАКРЫТЬ ОКНО
http://atascomics.narod.ru/
Hosted by uCoz